Очередная недорецензия в стиле «о том, о сём, но по поводу»… Навеянная FAQ с какого-то неопознанного сайта, расшифрованным при помощи незаменимого «сократа-персонального». Конечно, программа-переводчик – не лучший способ ознакомиться с немаленькой по объёму информацией, но общий смысл и кое-какие интересные моменты дали толчок к работе мысли. А главным стало то, что намётанный взор выхватил в тексте донельзя знакомое имя – Фрэнк Уэлкер.
Кто это такой – людям, знакомым с «Трансформерами», объяснять, надеюсь, не надо: знаменитый голос «классического» Мегатрона знают и помнят все. Но тем неожиданней было узнать, что тот же самый актёр работал и в озвучке «Войны гоботов» – работал над ролью Скутера!
Принеся извинения за чисто учительскую привычку без конца твердить одно и то же, в очередной раз отмечу – в восприятии большинства более-менее осведомлённых зрителей между «Трансформерами» и «Войной гоботов» существует своего рода противостояние, и разум уже автоматически настроен скорее на поиск того, что это противостояние углубляет, нежели объединяющих факторов. А фактор в лице Фрэнка Уэлкера говорит сам за себя – и весьма красноречиво: оба сериала создавались практически одновременно, и один и тот же актёр озвучил в них главные роли! Причём обе роли исключительно яркие, острохарактерные, хотя по сути – противоположны донельзя. Ну что, казалось бы, может быть общего? Властолюбивый, воинственно-жестокий, высокомерный и высокопарный вождь десептиконов – и жизнерадостный, добрый, трусоватый и храбрый в то же время и безгранично обаятельный гобот-подросток? Что могло бы их объединить? Да ничего… кроме «голоса за кадром»!
Кстати, в комментарии по этому поводу ещё и проскользнуло едкое нечто вроде: «Спасибо за вашу самую неудачную роль, мистер Уэлкер!» Комментировать сей комментарий довольно трудно, ибо он явно субъективен. А сделать собственные выводы нетрудно – при просмотре любой серии «Войны гоботов» оригинальные голоса прослушиваются не так уж плохо, да и «Останкино», честь ему и хвала, сохранила основным персонажам интонации, близкие к «родным». В любом случае, своеобразный выговор Скутера ни с каким другим не перепутаешь: говорит явно машина, и в то же время – безусловно живое существо, этакий воспитанный тинейджер с присущим этому возрасту эмоциональным откликом на любое изменение ситуации.
Так что трудно судить, в какой мере можно назвать эту роль «творческой неудачей» Фрэнка Уэлкера. Однако справедливости ради добавлю, что «не слишком удачным» называли в своё время и голос Мегатрона. А сейчас кто возьмётся спорить, что Мегатрон – Фрэнк Уэлкер вместе с Оптимусом – Питером Калленом стал легендой мира «Трансформеров» – неспроста ведь оба они по прошествии стольких лет пробовались на роли своих персонажей в первом художественном фильме! И не вина Уэлкера, что его голос сочли слишком «слабым» и слишком «человеческим» – своё место в этой вселенной он и так занимает по праву.
Ну вот, случилось то, чего и следовало ожидать: рассуждения очень быстро съехали на глубоко накатанную колею – «Война гоботов» и «Трансформеры»… В очередной раз прошу прощения за неравнодушие к этой теме, но возьму на себя смелость утверждать – будучи зрителем, который отлично знает и любит обе эти вселенные, имею моральное право провести сопоставительный анализ. (Разумеется, не претендую при этом на исчерпывающую глубину и окончательность выводов, а всякое дополнение и комментарий приму с благодарностью, независимо от его характера). В частности, всегда неприятно поражало, что большинство трансфанских общин если и упоминает «Войну гоботов», то, как правило, вскользь и весьма нелестно. Причём очень многие признаются, что их собственное трансфанство началось именно с этой самой «Войны», а кое-кто замечает, что поначалу считал трансформерами именно гоботов. Но сразу после этого дипломатия отбрасывается, и непарламентские определения и эпитеты сыплются градом: «Попытка сорвать куш/погреть руки на популярности великих «Трансформеров»! «Жалкий клон!», «Трансформеры» для бедных!» Более сдержанно, но о том же высказался чуть лучше воспитанный пользователь: «Посмотрел две серии, не мог отделаться от устойчивого чувства дежа вю, и бросил». Разумеется, никто ни у кого не отнимает права на собственное мнение. Однако согласитесь, что мнению следует быть обоснованным, а две серии – всё-таки маловато для серьёзных оценок, а тем более – для радикальных выводов…
А первый и безусловный вывод короток и ясен. Достаточно сравнить хотя бы статьи в Википедии, чтобы раз и навсегда отрубить – ни в каком «дежа вю», ни в каком плагиате и прочих смертных грехах обвинять компанию «Ханна-Барбера» нет оснований, ибо работа над сериалами шла, повторюсь, в одно и то же время. Даже если и имело место какое-то пересечение, какие-то контакты между создателями – хотя бы в лице того же Фрэнка Уэлкера, да и Питер Каллен «засветился», сказав две фразы за какого-то третьестепенного гобота – однако прямое заимствование представляется практически невероятным. Хотя бы потому, что вряд ли столь мощный и «раскрученный» производитель, как компания «Хасбро», пропустил бы без последствий явный плагиат, и война гоботов мгновенно превратилась бы в войну юридическую с последствиями в виде энных сумм.
Так что все обвинения в этом самом предполагаемом «плагиате» основаны лишь на сходстве основной идеи – в обоих сериалах действуют человекоподобные роботы, трансформирующиеся в транспортные средства. К слову говоря, кто-то из «зубров» современной и очень серьёзной научной фантастики высказал парадоксальную мысль (не цитирую, передаю лишь общий смысл): всё, что можно было придумать, уже придумано, и все новые творческие замыслы – лишь более или менее удачные вариации на основе уже существующих. Рациональное зерно в этом выводе, вероятно, есть – особенно если вспомнить мировую классическую литературу, а за нею – учение К.-Г. Юнга об архетипах… И т.д., т.д., т.д.
Точно так же никто не спорит с тем, что главная линия «Трансформеров» и «Войны гоботов» во многом совпадает. Но достаточно минимально углубиться в предмет, чтобы ещё яснее понять – это совершенно разные миры, каждый из которых построен и функционирует по своим законам. Пусть законы эти незамысловаты – сложные противоречили бы эстетике жанра (мультсериалы для детей, как-никак!) – но они есть, и внимательный зритель ценой минимальных усилий может их для себя сформулировать. Даже «природа» персонажей не совпадает изначально: трансформеры – настоящие роботы, гоботы же – киборги, механоиды с органическим мозгом. Об этом говорится открытым текстом в сериях «Часовой», «Вундеркинд», это подтверждают «исторические изыскания» Скутера и Ника в серии «Бегство Сайкила», а в полнометражном фильме «Битва каменных лордов» (ещё раз огромная благодарность JFrog-у за ссылку на этот фильм!) тоже есть разговор на тему прошлого: «Значит, вы, гоботы, были когда-то гуманоидами?» – «Да, были существами из плоти и крови». Возможно, если бы «Гоботам» выпала судьба «Трансформеров» – несколько сезонов, серьёзная рекламная кампания и т.д. – то и другие сюжетные вопросы получили бы свои ответы. Насколько удачные – другой разговор, ведь и сами трансфаны не спорят с тем, что качество «американской» линии неравнозначно, а завершающий выпуск – четыре серии под названием «Возрождение» – резким зигзагом ушёл «ниже плинтуса». Так что трудно предполагать, какая судьба ждала бы Первого, Сайкила и их друзей, если бы… Но история, как известно, не признаёт сослагательных наклонений.
Конечно, говорить о «Трансформерах» сложно – за время своего существования их мир «разросся» до целой метагалактики. Совершенно разные вселенные существуют в ней бок о бок, соприкасаются, пересекаются, дополняют друг друга или яростно отрицают. Сериалы американские и японские, художественные фильмы, комиксы от «Марвел» и «Дримвейв»… Чтобы хоть вкратце описать это ошеломляющее многообразие, нужен не пост на форуме. Посему ограничусь и в этой работе первым поколением, то есть классическими тремя американскими сезонами, теми, с которых и начался триумф «Трансформеров» на телевидении, которые создавались одновременно с «Войной гоботов» и, как о том шла речь выше, связаны с ними в том числе и голосовыми актёрами – исполнителями ролей. Однако речь на сей раз поведу не о сходстве, а о различиях, дабы в очередной раз на деле доказать полное и абсолютное своеобразие как «Войны гоботов», так и «Трансформеров».
Первая же интересная мысль появляется при внимательном (конечно, не первом!) просмотре пилотных серий: 3-хсерийной «Не всё так просто» и нашей пятисерийной, известной среди англоязычных знатоков как «Битва за Гоботронию» (то есть, увы, только имеющихся в моём распоряжении первой серии, но для обобщённого вывода и этого отчасти хватило). Разумеется, есть у них общий набор недостатков, как и в начале любого проекта: что-то не вполне продумано, что-то явно натянуто, что-то не вяжется с дальнейшими событиями – речь не о том! Несмотря на все недочёты, общий стиль обоих сериалов задан достаточно ясно. И вывод кажется парадоксальным, но что есть – то есть. Несмотря на сходство темы, «Трансформеры», безусловно, более фантастичны, чем «Война гоботов». Фантастичны не в жанровом, а в самом простом, житейском смысле этого слова!
Вспомним и сравним самые первые кадры. Кибертрон – почти разрушенный глобальной войной, тёмный, мрачный, обезлюдевший (то есть обестранс… Ну, вы поняли, не буду заниматься словотворчеством). Планета, с которой её механические обитатели вынуждены бежать под угрозой машинного аналога голодной смерти… Словом, впечатление гнетущее.
И совсем иное – в начале «Войны гоботов»! Да, и тут война, но общая атмосфера совсем иная, живая и лишённая пессимизма. Грохот, стрельба, шум и гам, суматоха, торопливый оперативный совет… Одним словом, не глобальный апокалипсис, а что-то проще и как-то явно ближе к реальности – не то провалившийся путч, то ли крупная разборка с гангстерами. (Кстати, едва ли не первый действующий в сериале страж трансформируется не во что иное, как именно в полицейскую машину!) А в общем и целом всё воспринимается без лишнего пафоса, естественно и вполне допустимо: своего рода «ментовские войны», пусть и в исполнении роботов, как-то легче представить себе, чем безоглядную бойню, превратившую в руины всю планету. То, что уместно в суровой антиутопии «Терминатор» или же, напротив, «Звёздных войнах», обаятельных полусказочной условностью, в других сюжетах кажется чуточку натянутым и у взрослого зрителя вызывает подсознательный протест.
Теперь – «перейдём на личности». Если Оптимус Прайм с первых кадров задан именно как Глава, Вождь своего народа и Лучший Из Лучших «по умолчанию», то положение Первого – опять-таки ближе к реалиям нашего мира. Он – командир своего рода военной полиции, явно подчинённый и Совету, и непосредственно Земану, от которого, кстати, в дальнейшем не раз получал то похвалу, то нагоняй. (В серии «Гобот, который предупреждал о ренегатах» – даже дважды или трижды; автором проблем, из-за которых ему попадало, был, разумеется, Сайкил, но ни Земан, ни сам Первый этого поначалу не знали). Согласитесь, умный, честный и добрый полицейский комиссар встречается в жизни всё-таки чаще, чем непогрешимый Вождь, не имеющий равных ни по силе, ни по уму, властитель душ и объект поклонения всех своих подчинённых и т.д., и т.п. – этот типаж скорее подходит для суровой легенды или для чего-то в жанре фэнтези.
Кстати, не совсем понятно, чего ради вообще понадобилось надевать на Оптимуса этакий равноапостольный нимб! Конечно, мнение чисто субъективное, но этот замечательный автобот с его доброй душой и гигантской физической силой стал бы просто безупречным, если бы авторы идеи догадались в своё время чуть-чуть «опустить его на землю». Не будем несправедливы, впрочем, такие попытки имели место быть – скажем, в серии «Горе-строители», где предводитель автоботов вместе с друзьями азартно учился играть в баскетбол. И выглядело это, разумеется, неуклюже, забавно – но насколько живо и естественно, как понятно даже психологически! Тому, кто застрял на чужой планете, в обществе злейших врагов и потенциально весьма опасных туземцев, и теперь должен волей-неволей нести ответственность за всех и вся, просто необходимо иногда отвлекаться хотя бы с целью предупреждения нервного срыва (неважно, бегут импульсы в его мозгу по живым нейронам и аксонам, или же по цепочкам электрических схем.) Побольше бы Оптимусу Прайму таких вот естественных чёрточек, каких-то индивидуальных черт характера, непринуждённости в поведении и манере говорить – и цены бы ему не было. Однако, увы, сценаристы упорно глушили всякие вспышки его личностных особенностей мантией полководца, «навели хрестоматийный глянец»… Вот и стал наш Оптимус положительным сверх меры, до приторности, а над его пафосными речами сами трансфаны давно подтрунивают в анекдотах. Правда, в последнем фильме М.Бэя попытались отказаться от этой излишней «канонизации» – но благополучно ударились в другую крайность, разговор о которой здесь уже неуместен… (Опять оговорюсь: всё вышесказанное – исключительно моё личное мнение!)
А вот Первый, благодаря сознательной или нет тактичности сценаристов (Д.Сигала и К. Уорта – в первую очередь) такой участи избежал. И хотя время от времени и ему приходится попадать в переплёты, почти одинаковые с приключениями главы автоботов, он всё же сумел от первой серии до «Битвы каменных лордов» остаться самим собой, предъявляя зрителям не только личную отвагу и талант, но и молодой задор, и жизнерадостность, и юмор, и любопытство, и находчивость – и при этом умудрился во всех случаях жизни обойтись без пафоса! Просто стал хорошим командиром, не превратившись ни в рыцаря без страха и упрёка, ни в вождя нации, ни в некий ходячий символ. Одним словом, остался в реальности, а лавры хрестоматийного героя не нужны ни подчинённым-стражам, ни ему самому, ни уж, тем более – нам, зрителям.
Следующий пункт – отрицательные персонажи, а если точнее – мотивация их действий. Хотя в статье из Википедии (единственный из гоботов, удостоился же отдельной статьи!) Сайкил и назван «классическим мульт-злодеем», это утверждение так же спорно, как и мнение доморощенных критиков о «сумасшествии» Крушилы. Классическим, не в обиду будь сказано ему и его поклонникам, скорее уж является Мегатрон с его невнятной целью «стать властелином Вселенной!» Понятно, что зрители 8-13 лет не изучают астрономию, а вот взрослым занудам не отделаться от знания, что Вселенная бесконечна и беспредельна, а значит – глава десептиконов ставит перед собой изначально нереальную задачу… А может, и вообще никакой не ставит, а просто, как всякий робот, просто следует своей программе: десептиконы, если верить сериалу, изначально созданы для войны – вот и воюют, круша и захватывая что под руку попадётся, без размышлений о конечной цели своих завоеваний. Кстати, отвечая на вопрос, что он хотел бы видеть в гипотетическом продолжении сериала, один язвительный трансфан заметил: «Хотелось бы, чтобы Мегатрон хоть один раз внятно объяснил, зачем ему Вселенная!»
Что до Сайкила, то его аппетиты скромнее, и опять же – соотносятся с реальностью. Этот старый вояка стремится к единоличной власти в Гоботронии – и только. «Если я не могу править Гоботронией как страж – я буду править ею как ренегат!» И даже соображения чисто «планетографического» характера не говорят, что цель его в принципе недостижима: и по размерам, и по количеству населения Гоботрония явно невелика. В серии «Падение Гоботронии» или «Бегство на Землю» (просто сейчас не вспомню) Скутер и Спарки «объездили всю планету» за время, наверняка меньшее, чем протяжённость тамошних суток – причём ни тот, ни другой не могли бы претендовать на лавры «Формулы-1». Если вольно сопоставить с нашими масштабами, то размер мира гоботов едва ли превышает небольшую страну вроде Чили (которой, как помнит история, в своё время успешно правил этакий земной вариант Сайкила). Правда, в какой-то серии Сайкил заявил нечто вроде «Сначала – Гоботрония, а потом – вся Вселенная!», но это было сказано, похоже, для красного словца и носило характер чего-то вроде наших предвыборных обещаний, в осуществление которых не верит ни сам кандидат, ни его избиратели. Что-то очень сомнительно, что, добившись своего, Сайкил вздумал бы воевать и дальше, упустив свою «синицу в руках» – как едва ли собирался А. Пиночет распространить свою власть на весь континент. Что касается рядовых ренегатов – другое дело, об особенностях их психологии я уже писала двумя-тремя постами выше, так что на этом остановлюсь и вернусь к основной теме.
Мотивирован и интерес киборгов-захватчиков к нашей многострадальной планете: если Мегатрон намерен присвоить «все энергоресурсы», что опять-таки невозможно с точки зрения элементарной физики, то Сайкилу она требуется только как плацдарм или опорная база плюс источник дешёвой рабочей силы. Никакой особой вражды к землянам Сайкил, по-видимому, не питает и глобальных козней против человечества не строит. Хотя часть его стратегических замыслов и бывает опасна для окружающих (к примеру, серия «День ультразода»), но в планах устроить на Земле апокалипсис он, кажется, не был замечен. В отличие от Мегатрона, который едва ли не в каждой серии ценой больших трудностей для себя почти осуществляет очередной трудоёмкий способ «уничтожить человечество» – и, кажется, только затем, чтобы позволить автоботам в очередной раз его спасти...
Ещё один «мифологический» момент в сюжете «Трансформеров», не замечаемый детьми, но давно подмеченный взрослыми – мотив Рока, Фатума, Судьбы. Трансформер может быть либо автоботом, либо десептиконом, что определяется не его собственной волей, а изначальной программой, которая, по большому счёту, и заставляет одних разрушать и завоёвывать что попало, а других – защищать опять же что попало. При этом действия обеих сторон зачастую трудно назвать полезными для трансформеров вообще, как для «биологического вида»! И впечатление такое, что конфронтация роботов-воинов и роботов-рабочих мало зависит от их собственного желания. По существу, это война предусмотренная, предопределённая, война без конца и без шансов на победу. Согласно сюжету, именно такой и была логика квинтессонов, создавших на Кибертроне расу механических рабов – сделать их настолько разными, чтобы совместное существование, нормальные взаимоотношения и даже хоть какой-то нейтралитет стали в принципе невозможны. Правда, в комиксах и японских переделках существуют так называемые нейтралы, то есть трансформеры, не принадлежащие ни к одной из фракций, но классическая мульт-вселенная такого не допускает: противостояние роботов обусловлено самой их «природой».
Что же до «Гоботов», то там нет места никакому машинному фатализму. Ренегаты – именно ренегаты, отщепенцы, своего рода пиратский клан, возникший по их собственному желанию ещё в «органические» времена и теперь умело используемый властолюбивым дезертиром. Стражи – не раса и не фракция, а военное подразделение вроде нашего ОМОН-а или спецназа. Да и, собственно, война – не война, недаром ведь в названии не «War», а «Challenge», что переводится как «дуэль» или, в нашем случае, заурядная стычка! Большинства гоботов она прямо не касается, и они ведут вполне гражданский образ жизни, рассчитывая на то, что в случае очередной ренегатской вылазки стражи оправдают своё название. Опять – реализм, куда от него деваться?.. Между прочим, в некоторых сериях общая атмосфера напоминает старый добрый вестерн, некий "город на границе", где шериф с помощниками время от времени отражают набеги контрабандистов/индейцев/бандитов.
И ещё одно соображение – возможно, не связанное напрямую с предыдущими, но тоже заслуживающее пары слов. Касается оно уже скорее «маркетинговой» составляющей: ведь оба сериала, если копнуть в корень, не что иное, как реклама серий игрушек! Но как по-разному это сделано – просто диву даёшься. Впечатление складывается такое, что перед создателями «Трансформеров» поставили цель показать в сериале ВСЕ существующие модели игрушек, и они её доблестно воплотили. В результате наряду с постоянными персонажами в каждой серии мелькают неопознанные фигуры, которые редко когда наделены даром речи, непонятно откуда взялись и непонятно куда исчезают – и это при том, что по сюжету автоботы вообще не имеют связи с Кибертроном, а в распоряжении десептиконов есть весьма ненадёжный «космический мост», и только. Тем не менее, оба лидера относятся к этим странным миграциям личного состава с таким спокойствием, что закрадывается подозрение, что ни тот, ни другой не помнят всех своих соратников в лицо и совершенно ими не интересуются. Что и неудивительно – официальный список персонажей насчитывает примерно 120 трансформеров, из которых дай бог чтобы треть имела «роль» на несколько реплик. О характерах, конечно, говорить уже не приходится…
Ну, а «Война гоботов» и тут не изменила здравому смыслу: из всей базы моделей, имевшихся в продаже, создатели выбрали всего нескольких, завязали 90 процентов всех интриг на противостоянии ведущих троек, но зато дали этим тройкам (плюс десяток героев второго плана, таких, как Земан, Малыш, Файтер, доктор Гоу, Следопыт) не слишком сложные, но всё же полноценные характеры. Больше того, некоторые персонажи – Рекс из серии «Пропавшие в Гоботронии», кажется, Стимер из серии «Перебежчик» - вообще не имели игрушечных прототипов, что не помешало им, хотя и действовали они по серии каждый, тоже стать интересными личностями. Если же сюжет и маркетинг требовали появления кого-нибудь в помощь основным героям (и напоказ зрителю), то и здесь нарочитости не было: в распоряжении как стражей, так и ренегатов имелась технология астролуча, а значит, и связь у одних с Гоботронией, у других – с «Роковой звездой».
В завершение сего многобуквия (и в своё оправдание) напомню, что форум наш создан не только для того, чтобы народ качал и исчезал, но и как место для обсуждения скачанного. А поскольку в Сети (русскоязычной) практически невозможно отыскать другое место, где бы зашла речь о «Гоботах», старый маньяк-гоботоман надеется, что кто-нибудь из людей «в теме» отыщет в этой жуткой компиляции повод для дискуссии… или хотя бы рациональное зерно.
